Кто производит ягуар


Где производят автомобили Ягуар?

Немного странный вопрос, не правда ли? Известный автопроизводитель класса «люкс», давний конкурент «большой немецкой тройки», хотя и не с такой долей рынка. Тем не менее у этого «зверя» есть несколько темных пятен в его биографии, которые мы хотим прояснить.

Смотрите такжеИстория автомобилей в Великобритании - Часть 1

Хотим вкратце напомнить историю бренда. А также опубликовать полный список каждого производства, где Jaguar строит свои знаменитые авто. Согласно политике компании, Ягуар управляет несколькими заводами, на которых собираются автомобили для определенного рынка. Поэтому одни находятся в Великобритании. Другие в Китае. Третьи в Бразилии.

История про Jaguar

Компания, которую мы сегодня знаем как Jaguar, началась с предприятия, основанного двумя англичанами – любителями мотоциклов. Они оба носили имя Уильям – Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли. В 1922 году в городе Блэкпул появилась вывеска, гласившая: Swallow Sidecar Company. Здесь выпускались мотоколяски.

Через 12 лет Уолмсли вышел из дела, что заставило Лайонса заняться поиском инвестора. В конце концов, на свет появилось новое имя – S. S. Cars Limited. Первая модель появилась в 1935 году: Jaguar 100. После Второй мировой войны было решено отказаться от неблагозвучного сочетания S.S. И компания стала именоваться Jaguar. Сэр Уильям Лайонс говорил, что это имя звучит более по-британски.

Ягуар всегда выделялся на общем фоне. Он стал символом автомобильной аристократии, утонченного вкуса, изысканного качества и технической добротности. Можно сказать, что Jaguar – это воплощение автомобильной Великобритании.

Сегодня бренд принадлежит компании Jaguar Land Rover, которая является «дочкой» индийского автомобильного гиганта Tata Motors. Ее штаб-квартира расположена в английском Ковентри.

Производство Jaguar: где и что

 

Где расположены сборочные линии компании, и какие модели они выпускают

Прежде всего, производство в Англии. И, конечно, головной завод Castle Bromwich Assembly в Бирмингеме. Здесь производят следующие модели:

Jaguar XE

Jaguar XF

Jaguar XJ

Jaguar F-Type

Завод в английском городе Солихалл выпускает:

Jaguar F-Pace

Jaguar XE

Jaguar XF

Jaguar XJ

В техническом центре Jaguar Land Rover Oxford Road (небольшой городок Райтон-он-Дансмор) производят спецпроекты вроде:

Jaguar XE SV Project 8

Jaguar F-Pace SVR

Jaguar F-Type SVR

В австрийском Граце находится контрактный завод Magna Steyr. Здесь делают:

Jaguar I-Pace

Jaguar E-Pace

На производственной линии JLR Бразилия в городе Итатиая собирается:

Range Rover Evoque

В Китае на совместном предприятии Chery Jaguar Land Rover в Чаншу строят:

Jaguar XF L

Range Rover Evoque

www.1gai.ru

История бренда Jaguar — DRIVE2

Кроме спортивных, Jaguar выпускает и шикарные представительские машины, по роскоши, убранству салона и престижности соперничающие с такими марками, как Rolls Royce и Bentley. Их история началась в сентябре 1948 года, когда было объявлено о создании новой послевоенной модели Mk V. Автомобиль предлагался с кузовами седан и кабриолет и оснащался моторами объемом 2,5 и 3,5 л.

История этой классической английской автомобильной марки началась в сентябре 1922 года в городе Блэкпул, когда Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли основали компанию по выпуску мотоциклетных колясок. Они продавались под маркой Swallow (с англ. «ласточка»), что соответствовало их изящной форме. Компания называлась Swallow Sidecar. К сожалению (а может, и к счастью), производство колясок оказалось невыгодным, и Swallow Sidecar занялись выпуском кузовов для популярного в то время недорогого автомобиля Austin Seven, а затем и сборкой автомашин на базе агрегатов Austin. Продукция молодой компании Swallow Sidecar сразу привлекла к себе внимание как красотой и изяществом, так и сравнительно низкой ценой — хотя автомобиль Austin с кузовом Swallow стоил несколько дороже оригинального, он оказался одной из самых дешевых «заказных» машин. Попутно компания выпускала также кузова для Fiat 509A, Morris Cowley и Wolsely Hornet.

На этом фото 1920 года Билл Лайонс — еще просто обычный мотоциклист и продавец Санбимов. Чтобы проследить рождение Jaguar, вернемся в город Блэкпул на северном побережье. Здесь молодой мотоциклист-любитель по имени Билл Лайонс, которому не было еще и 21 года, встретил Уильяма Уолмсли, занимавшегося конструированием достаточно стильных колясок, которые он впоследствии устанавливал на отремонтированные мотоциклы. Молодому Лайонсу были присущи две черты, которые оставались его величайшими качествами в последующие 50 лет. Обладая деловой хваткой и дальновидностью, он сразу распознал открывающуюся выгодную коммерческую перспективу, а его чувство стиля помогло правильно оценить притягивающий внешний вид этих в принципе обыденных творений. Он предугадал широкие потенциальные возможности, раскрывающиеся в том случае, если правильно организовать производство, обеспечивая его жизнеспособность. В сентябре 1922 г., по достижении совершеннолетия, Уильям Лайонс основал компанию Swallow Sidecar с превышением банковского кредита в 1000 фунтов стерлингов. Была приобретена скромная недвижимость на втором и третьем этаже в Блэкпуле, и силами небольшого количества рабочих производство было запущено. В качестве помощника для продаж взяли молодого Артура Уиттэкера, однако он лучше проявил себя в области закупок. Уиттэкер проработал в компании около 50 лет, став одним из наиболее дальновидных специалистов в своей отрасли.

Austin Seven Swallow Очень стильные коляски, для производства которых впервые использовался алюминий, немедленно завоевали популярность, и производство стремительно развивалось. В 1927 г. Герберт Остин представил свое детище, знаменитый автомобиль Austin Seven. Миниатюрные модели Seven были дешевыми, легкими в вождении и надежными, рассчитанными на широкие массы, но им не доставало индивидуальности. Лайонс увидел другую возможность. Он создал стильный двухместный кузов, который устанавливался на шасси Austin Seven. Вскоре поступил заказ на 500 штук от одного из крупнейших лондонских гаражей, и автомобиль был поставлен на производство. Так началось длительное и плодотворное сотрудничество между Лайонсом и Берти Хенли, управляющим Henlys, одной из ведущих автомастерских страны. Великолепный маленький Austin Seven Swallow за 175 или 185 дол с навесным жестким верхом завоевал широкую популярность, и компания представила кузов Swallow для более крупных шасси Morris Cowley. В конце 1928 г. ассортимент значительно расширился после выпуска седана Austin Seven Swallow. Седан выглядел дорогим автомобилем, при этом цена его составляла 187 фунтов 10 шиллингов. В период экономического кризиса многим пришлось снизить свои притязания, однако модели Swallow, представлявшие собой копии стиля более экстравагантных и шикарных автомобилей эпохи, смягчили удар и позволили владельцам «держать марку». Такие детали, как изысканный капот и Ladies Companion Set, поднимали Swallow выше среднего уровня. Объемы продаж автомобилей и колясок возрастали, и было принято решение о переезде в Мидлендс, традиционный центр британской автомобильной промышленности. Таким образом, молодая компания «в полном составе» переехала в Ковентри.

Это первое известное творение Уолмсли: с 1922 года они вместе с Лайонсом начали продавать такие «восьмигранные» алюминиевые коляски под громким названием Coupe Sports De Luxe по 28 фунтов. «Колясочный» бизнес компании SS был продан только после войны На ежегодном автосалоне в Лондоне в 1929 г. впервые были представлены три новые модели Swallow. Их основой стали Fiat Tipo 509A, Swift Ten и Standard Big Nine. Standard Swallow был более крупным седаном и стоил 245. Он отличался более экстравагантным стилем кузова, чем у собственных автомобилей производителя, и широким диапазоном цветовых схем. В 1931 г. шасси Enfield шестицилиндрового Standard мощностью 16 л. с. получило пропитку Swallow, результатом чего стало знакомство компании с двигателем объемом 2054 см3 с боковым клапаном, что идеально подходило для реализации амбициозных целей Лайонса и Уолмсли. В это время в дополнение к Swallow версии Wolseley Hornet была представлена модель более спортивного стиля. Изначально предлагался двухместный вариант, позднее в 1931 г. появился и четырехместный, а уже через год кузов мог поставляться в комплекте с еще более спортивным шасси Hornet Special. Компании Swallow на тот момент было чуть меньше года, и это было волнующее время постоянного развития и полного успеха. Но амбиции Лайонса еще не были удовлетворены, и требовался очередной смелый шаг вперед.

В июле 1933 г. к купе присоединился SS I Tourer. Это была первая открытая модель SS, она впервые была включена в серьезные соревнования. В 1933 г. команда из трех автомобилей Tourers была включена в Альпийские ралли в континентальной части Европы, а в следующем году они значительно упрочили репутацию SS, взяв командный приз в этих особенно жестких соревнованиях. В конце 1933 г. маленький SS II был существенно усовершенствован за счет специально разработанных шасси, которые добавляли более фута к длине колесной базы. В то же самое время передние крылья были изменены в соответствии с новым стилем модели большего размера. В соответствии с формой SS I были также выпущены модели седана и Tourer SS II. В 1934 г. к лучшим в серии был добавлен новый седан с четырьмя окнами. Автомобиль данной модели был гораздо менее ярким и более практичным — сидящие сзади пассажиры имели возможность смотреть в окно! Во второй половине 1934 г. Уильям Уолмсли, не разделявший амбициозных замыслов своего партнера и потерявший интерес к предприятию, разорвал отношения с Уильямсом Лайонсом. Переключив свое внимание на механическую целостность автомобиля, Лайонс обратился к Гарри Уэслейку, выдающемуся инженеру-консультанту, специализирующемуся на конструкциях крышек цилиндра. Он сформировал технический отдел и назначил молодого Уильяма Хейнса главным инженером. В течение последующих 35 лет Хейнс занимал ведущую роль в компании. В 1935 г. был расширен модельный ряд за счет добавления седана SS I Airline. Данный дизайн не принадлежал к числу любимых Лайонса, но форма была в моде в то время, и на нее был высокий спрос. Еще одна модель присоединилась к серии в марте того же года, когда был представлен SS I — купе с мягким откидным верхом. Внешне он был очень похож на купе, но теперь откидной верх полностью отводился под подвесную крышку на багажнике, и результат выглядел наиболее оптимально. Плоды работы Уэслейка и Хейнса стали очевидны в кратчайшие сроки, в это же время был представлен новый очень стильный спортивный автомобиль. Модель была известна как SS 90 и имела 2,7-литровый двигатель с боковым клапаном, а рабочие характеристики снова не совсем соответствовали яркому внешнему виду автомобиля. Но вскоре всему этому было суждено измениться. В 1935 г. имя Jaguar снова появилось на сцене впервые с совершенно новой серией седанов и спортивных машин. Уильям Хейнс работал над созданием абсолютно нового крестообразного растянутого шасси коробчатого сечения для нового значительно усовершенствованного ряда моделей. В то же время Уэслейк занялся усовершенствованием двигателей Standard. Переняв верхние клапаны, он смог повысить мощность 75 л. с. предыдущего 2,5-литрового двигателя с боковыми клапанами до 105 л. с. Для новых шасси и блока двигателя Лайонс создал новый стиль кузова, менее яркий, чем предыдущие модели, однако не менее стильный. В действительности он был близок к современному Bentley, который стоил практически в четыре раза дороже!

SS Jaguar 100 Были вытеснены все более ранние модели SS, за исключением кузова Tourer большего размера за счет измененной решетки радиатора и установки нового 2,5-литрового двигателя. Великолепный дизайн спортивных автомобилей вновь был представлен в модели SS Jaguar 100. Изменив пропитку в задней части около топливного бака и, что более важно, установив новое шасси и двигатель, компания начала производство автомобилей, которыми можно гордиться. Для многих SS 100 является довоенной классикой среди спортивных автомобилей. Цена, кстати, составляла всего 395 дол. Данная модель была предназначена для достижения значимых результатов в состязаниях, как в национальных, так и в международных. Между тем, работы по совершенствованию автомобиля продолжались, и в конце 1935 года была создана модель SS100. Она имела защищенные металлической сеткой радиатор и огромные фары, красивые крылья над спицованными колесами большого диаметра, кузов с чисто английскими вырезами для локтей (их просто некуда было бы деть в узком кокпите) и внушительных размеров топливный бак, прикрытый запасным колесом. Под низким капотом в половину длины машины располагалась 104-сильная рядная верхнеклапанная `шестерка` объемом 2,5 л. Индекс указывал на скорость автомобиля, но на самом деле `магический` для того времени 100-мильный порог (161 км/ч) сумела преодолеть созданная лишь тремя годами позже версия с 3,5-литровым мотором. SS100 серийно выпускалась до 1939 года. Этот автомобиль, отличавшийся изысканными линиями кузова, одержал множество побед на популярных в те годы конкурсах элегантности, а мощный двигатель, частично синхронизированная коробка передач, подвеска на полуэллиптических рессорах, барабанные тормоза Girling и удачная развесовка обеспечивали призовые места в международных ралли и соревнованиях по подъемам на возвышенность. Фирменный стиль многих автомобилей в ту пору большей частью определяла `носовая фигура`, украшавшая пробку заливной горловины радиатора, как носовые свесы парусников. Глава отдела рекламы и сбыта фирмы Ранкин набросал эскиз прыгающей кошки и показал его скульптору Гордону Кросби… Так появилась фигурка ягуара. Во время Второй мировой войны компания выпускала бомбардировщики и легкие внедорожники с мотором Ford. После окончания войны Лайонс, предвидя негативную реакцию на название фирмы, схожее с названием элитарных подразделений Третьего рейха, заменил аббревиатуру SS на Jaguar Car Limited.

Jaguar XK-SS В сентябре 1948 г. Jaguar анонсировал свою первую послевоенную, временную модель. Стесненные обстоятельства не позволили создать нечто более радикальное, и модель Mark V стала носителем славы компании на пару лет. Основной инновацией стала независимая передняя подвеска, разработанная Хейнсом. К тому времени был создан мощный новый двигатель, но было решено, что Mark V излишне консервативен для него, и поэтому седан и модель с мягким откидным верхом Mark V были укомплектованы обычными 2,5- и 3,5-литровыми силовыми блоками. Лайонс заявил, что мощность нового двигателя будет составлять 160 л. с. (что было достигнуто «Старым номером 8»). Рассмотрев несколько вариантов конфигураций, конструкторы выбрали верхний распредвал и приняли окончательное решение относительно двигателя. Это был прямой шестицилиндровый двигатель объемом 3442 см3, получивший имя XK. Достигаемая мощность составляла 160 л. с! Теперь у Jaguar было отличное новое шасси, необычайно мощный новый двигатель, но не было спортивного автомобиля. Было принято решение о выпуске небольшого количества спортивных автомобилей для поддержания популярности и, возможно, успешного участия в гонках. Перед Уильямом Лайонсом встала задача всего за пару месяцев разработать подходящий кузов, чтобы принять участие в автосалоне 1948 г. Результат превзошел все ожидания. Модель известна как XK120, и ей суждено было стать одним из величайших спортивных автомобилей всех времен. Это была не просто гоночная машина. Автомобиль обладал присущей стилю Jaguar изысканностью, беспрецедентным для такого типа автомобилей комфортом и, помимо всего прочего, его цена составляла всего 998 долларов ( 1 298 с учетом налогов). Максимальная скорость, позволила ХК120 стать самым быстрым серийно выпускаемым автомобилем в мире. Чтобы убедить скептиков в этом, стандартный XK120 поставил рекорд 126 миль в час на закрытом участке дороги с двусторонним движением в Джеббеке в Бельгии в присутствии прессы. Со снятым ветровым стеклом была развита скорость 133 мили в час, и на случай, если этого было не достаточно, водитель проехал перед изумленными журналистами со скоростью 10 миль в час на высшей передаче. Заказы полились рекой, и стало ясно, что производство двухсот автомобилей не сможет удовлетворить спрос. После дебютного участия XK в гонках серийно выпускаемых спортивных автомобилей в Сильверстоуне списки ожидающих стали пополняться еще интенсивнее. Три автомобиля были предоставлены знаменитым гонщикам Питеру Уокеру, Лесли Джонсону и принцу Сиама Бира. Бира не повезло — он проколол шину, а двое других финишировали первым и вторым.

XK120 Чтобы оценить возможности автомобилей в состязаниях на международном уровне, в 1950 г. было решено отправить три автомобиля во Францию для участия в известной мировой 24 часовой гонке Ле-Ман. Команде не повезло, они не вошли в первую тройку — лидирующая модель выбыла из-за проблем со сцеплением после 21-го часа, однако, в любом случае, был получен ценный опыт. Под управлением Иэна Эпплярда и дочери Лайонса Пэт на Альпийских ралли в 1951 и 1952 годах и на ралли Tulip в 1951 году NUB 120 стал одним из самых успешных гоночных автомобилей всех времен. На автосалоне 1950 г. был представлен седан Mark VII, который в очередной раз затмил всех. Разработанная с учетом требований рынка США, по европейским стандартам эта модель была чересчур громоздкой. Это был полный пятиместный автомобиль, но с двигателем XK он обладал высокой скоростью. Американцы оценили модель Mark VII, и было принято несколько заказов стоимостью 30 млн. долларов США. Спрос был настолько велик, что потребовался новый завод, и компания переехала на существующее поныне производственное предприятие в Браунс Лейн, Ковентри, в 1951-52 гг. В 1951 г. в дополнение к серии XK120 была выпущена модель Fixed Head Coupe с цельной крышей. Способность дальнего переезда модели Fixed Head Coupe была наглядно продемонстрирована, когда собственный автомобиль Билла Хейнса перегоняли на автодром Montlhery недалеко от Парижа. Стирлинг Мосс и еще трое водителей ехали в течение семи дней и ночей со средней скоростью, превышающей 100 миль в час.

В 1954 году на смену XK120 пришел XK140, мощность двигателя которого составляла сначала 190 л.с., а потом и 210 л.с. Спустя всего три года модель заменили еще более мощной XK150. С 265-сильным мотором она разгонялась до 210 км/ч. Это был первый в мире серийный автомобиль, получивший дисковые тормоза на всех колесах. Участвовавший в 1950 году в гонке `24 часа Ле-Мана` Jaguar ХК120 долгое время держался в группе лидеров, но до финиша добраться так и не смог. Лайонс рассудил, что если серийная машина показала неплохие результаты, то специально подготовленный автомобиль имеет все шансы на первое место. Так в 1951 году на трассу вышел XK120C, или C-Type. Форсированный до 210 л.с. за счет увеличения объема двигатель, три карбюратора Weber вместо двух SU и облегченный кузов с пространственной рамой из труб позволили одной машине установить рекорд круга, а другой легко выиграть гонку. Всего на счету C-Type 37 побед в международных соревнованиях. В 1954 году на смену C-Type пришел Jaguar D-Type, трижды подряд занимавший первое место в Ле-Мане. Форсированный до 277 л.с. двигатель позволял D-Type двигаться со скоростью 240 км/ч, а разгон до 100 км/ч составлял 4,7 с. За возвращение Великобритании былой спортивной славы Уильяму Лайонсу был пожалован дворянский титул.

Прототипы Е1А 1958 года и Е2А 1960 года положили начало серийному родстэру Jaguar E-Type, который поразил посетителей Женевского автосалона 1961 года. Двухместный Е-Type с обтекаемым кузовом на пространственной трубчатой раме, 3,8-литровым двигателем и независимой подвеской всех колес развивал максимальную скорость 240 км/ч. Эта модель принесла фирме Jaguar всемирную славу. Всего до 1975 года было выпущено более 75 тысяч E-Type. Получивший при рождении двигатель объемом 3,8 л мощностью 265 л.с., в процессе эволюции E-Type приобрел сначала 4,2-литровый, а потом и 5,3-литровый двигатель V12. Конец истории E-Type в 1975 году положил нефтяной кризис — 12-цилиндровые двигатели оказались слишком `прожорливыми`.

К сожалению, спортивной славы своих предшественников E-type не достиг, и в 1966 году был построен спортивный прототип XJ13 со среднерасположенным двенадцатицилиндровым двигателем и полностью алюминиевым кузовом.

www.drive2.ru

История легендарных автомобилей Jaguar — Сообщество «Jaguar Club Russia» на DRIVE2

Говоря по существу, нельзя утверждать, что автомобиль какой-либо марки однозначно превосходит остальные. Каждый автомобиль имеет свой, особый характер, и даже у самого, казалось бы, ужасно сконструированного автомобиля могут найтись поклонники, которые видят в нем привлекательные черты. Пример тому — не отличавшийся надёжностью Cord 810, стиль которого, однако, многие считают непревзойденным, или ISO Grifo — не Бог весть что в техническом плане, но ставший легендой благодаря маэстро Бертоне, который сделал его гораздо более выразительным, чем лидировавшие тогда в секторе дорогих купе Mersedes и BMW. К тому же самые известные фирмы выпускали и такие машины, которые возносили их ввысь, и такие, из-за которых оказывались выброшенными на мель. Многие марки, гремевшие когда-то, уже много лет не выпускают автомобилей или же их продукция стала гораздо более приземленной, не сильно выделяющейся среди других. Известная марка и всё. В наше время только этим не добьёшься приоритета. И всё же есть марки, которые и сейчас обладают, как говорится, ярко выраженной харизмой, и, наверное, стилем, характером, индивидуальностью, подчеркивающей имидж человека за рулем. Одна из них — Jaguar.

Уильяма Лайонса (William Lyons)

В начале двадцатых годов молодому человеку в Англии нелегко было обзавестись средством передвижения с мотором — сказывались последствия первой мировой войны. Но всё же у недавнего фронтовика Уильяма Лайонса (William Lyons)был мотоцикл. Техника тогда часто требовала ремонта, и Уильям обращался за помощью к своему фронтовому товарищу, тоже Уильяму, по фамилии Уэлмсли, который держал механическую мастерскую. Для друзей он мастерил мотоциклетные коляски. Уильям Лайонс был неплохим художником и предложил свое решение внешнего вида этого, казалось бы, утилитарного приспособления. Изделие, формой похожее на дирижабль, выполненное из неокрашенного, но тщательно отполированного алюминия, оказалось весьма привлекательным, и на него стали поступать заказы. Уэлмсли и Лайонс решили открыть компанию и зарегистрировали торговую марку Swallow («Ласточка»).

мотоциклетная коляска

На дорогах Англии тем временем стало появляться все больше автомобилей. В основном это были Rover, Morris, Austin и Swift. Однако молодёжь мечтала о спортивных машинах. Некий Сесил Кимбер начал в своей мастерской переделывать дешевые «туреры» Morris Оксфорд в спортивные исполнения для любительских соревнований. Мастерская была известна под названием «Гараж Морриса» (Morris Garage) или MG. Примеру Кимбера последовали и другие.

Лайонс уговорил Уэлмсли попробовать новое дело. Они приобрели Austin Seven — самый дешевый из всех на тогдашнем рынке — и оснастили его эффектным алюминиевым кузовом типа «родстер», буквально преобразившим кургузую малолитражку. Потом на более крупных шасси Стэндард Найн и Хиллмен Минкс удалось сделать нечто по-настоящему эффектное. Автомобильные фирмы сами стали предлагать контракты на поставку шасси. Так как из-за нехватки места кузова пришлось монтировать прямо в вагонах на железнодорожной станции, всерьёз задумались о расширении производства. Новое помещение удалось найти не где-нибудь, а в Ковентри, крупном промышленном городе, где была сосредоточена большая часть автозаводов Англии.

Логотип Standard Swallow

Swallow стала полноправной автомобильной маркой. Лайонс решил сделать ставку на молодых любителей быстрой езды, чьи интересы были близки ему. Удалось найти хорошего инженера-двигателиста Гарри Уэслэйка. Полным ходом пошла подготовка к выпуску нового спортивного автомобиля SS1.

Jaguar SS1

Jaguar SS1

Первая модель новой марки удалась на славу. Небольшой, откровенно спортивный автомобиль имел исключительно стильный внешний вид, разработанный, конечно же, самим Лайонсом. За вытянутым капотом находился небольшой салон с необычайно низкой крышей. Подобное решение впоследствии ещё будет использовано Лайонсом, как и ещё одна стилистическая находка — закругленные задние боковые окошки. Так или иначе, о новой марке заговорили. Правда, и сейчас никто не может точно сказать, что означало её название. По разным версиям, SS — это: Standard Swallow, Swallow Special, Swallow Sports или Swallow Sidecar…

Тем временем Лайонс стал расширять программу. Появился кабриолет, менее мощная модификация SS2, четырехдверный sportsaloon — тоже с низкой крышей. Четырехдверная машина была крупнее и тяжелее, поэтому Уэслэйк стал разрабатывать новые моторы. Особенно удачным оказался мотор рабочим объемом 3,5 литра. Для него решили спроектировать нечто достойное.

Jaguar SS100

Вкус не изменил Лайонсу, и на Лондонском мотор-шоу 1935 года перед журналистами и публикой предстал несказанной красоты автомобиль — с огромными фарами, длинным капотом и плавной линией крыльев, придавшей ему сходство с хищным зверем, готовящимся к прыжку. Лайонс не считал это сходство случайным и специально заказал известному художнику и скульптору Фредерику-Гордону Кросби фигурку ягуара — опаснейшего хищника Нового Света. Именно это имя и получил новый автомобиль. Правда, пока в качестве названия модели. Но этим именем его называют гораздо чаще, чем маловыразительным SS100. 100 — это скорость в милях, которой он достигал, выдающийся показатель потеем временам. Такие быстроходные авто стоили тогда баснословно дорого, но цена на SS100 Jaguar составляла всего 395 фунтов стерлингов. Из-за этого у покупателей даже возникло недоверие к новинке, которую кое-кто даже называл «Еврейский Бентли». Впрочем, многие оценили машину по достоинству. Не осталась без внимания и незаслуженно забытая в наши дни и 2,5-литровая SS90, стоившая дешевле, но признанная авторитетнейшими журналистами отлично подходящей как для триалов, так и для многодневных континентальных туров. А на SS100 было выиграно множество соревнований, даже первое послевоенное Альпийское ралли.

Новые моторы ставились и на более комфортабельные машины. SS Cars Ltd. была уже довольно крупной компанией. К этому времени из неё ушел Уэлмсли, основавший собственную компанию Swallow, выпускавшую до 1955 года спортивные машины, последней из которых была Doretti на агрегатах Триумфа TR3.

Когда разразилась 2-я мировая война, англичане оказались плохо подготовлены к ней и были вынуждены в экстремальных условиях наращивать силы для открытия второго фронта. Вся промышленность была переориентирована на военные цели. Города погрузились во тьму, поскольку немецкая авиация вела беспрерывные бомбёжки. В первую очередь им подвергались Лондон и такие промышленные центры, как Ковентри. Немцы вели ковровые бомбардировки, отдавая предпочтение зажигательным бомбам, начиненным фосфором, который горит при соприкосновении с воздухом и любыми предметами. Немцы рассчитывали на возникновение крупных пожаров, наносящих большой урон. Но как в Советском Союзе, так и в Англии, народ от мала до велика научился подхватывать «зажигалки» на совок для угля или каминными щипцами и бросать в бочку с водой или в ящик с песком. Только заниматься этим должно было все население, чтобы не упустить ни одну бомбу. Так что весь персонал заводов Ковентри ночами дежурил на крышах. И на заводе SS Cars Ltd. дежурили все во главе с самим Уильямом Лайонсом. Если же ночь выдавалась спокойной, то время дежурства на крыше тоже не пропадало даром — Лайонс устраивал совещания, на которых обсуждались новые технические решения, перспективные разработки на послевоенное время. Многие знаменитые модели фирмы были развиты из замыслов, родившихся ночью на крыше, в суровой военной обстановке затемненного Ковентри.

Jaguar XK-120

Jaguar XK-120

Компании удалось быстро встать на ноги после войны. Теперь она называлась Jaguar Cars Ltd. — прежнее наименование вызывало не самые приятные ассоциации. А вскоре появился автомобиль, несомненно достойный этого имени. Он стал поистине эпохальным. Этому способствовали и поистине роскошный внешний вид, и более чем выдающиеся по тем временам ходовые качества. ХК120 открыл новую серию, неся в своем обозначении вместе с её буквенным кодом величину своей максимальной скорости, выраженную в милях. Он незамедлительно стал неотъемлемой составляющей звездного имиджа. Марка приобрела высокий статус. И сейчас Jaguar тех времен для многих символизирует мечту. Помните сэлинджеровское: «Недавно купил себе Jaguar. Английская штучка. Ходит сто двадцать миль в час»? А английские детективы, которые многие запоем читали в школьные годы? Несмотря на аннотации за подписью партийных и комсомольских работников, они рождали мысли, весьма чуждые официально принятой идеологии. Билеты на показы культовых фильмов от Феллини, Росселини, Мастрояни доставали всеми правдами и неправдами. И все для того, чтобы взглянуть на ту, такую манящую и нереальную жизнь, при мысли о которой непременно приходили на ум и роскошные автомобили, такие, как Jaguar.

Jaguar XK-120

Jaguar XK-120

Ягуар стал известен во всем мире. Продажи этой марки стали важной экспортной статьей для Англии, ведь они приносили валюту — львиная доля машин уходила в Штаты. Это позволило компании получить огромные для разорённой войной страны квоты на закупку металлов. Также компания смогла приобрести крупный военный завод на Браунс-лэйн, ставший её штаб-квартирой. Спросом пользовались и спортивные «салоны», которые отлично получались у Ягуара. На смену Mark V, имевшему в основе довоенные наработки, пришла серия весьма изысканных седанов, закончившаяся в 1966 году моделью Mark X. Сейчас мало кто может оценить их историческое значение, они не очень высоко котируются на рынке, но стоит напомнить, что они совмещали первоклассный уровень комфорта с отличными ходовыми качествами, обладая ко всему прочему и неповторимой элегантностью. Они имели весьма сильные позиции на рынке и были серьёзными конкурентами Мерседесам, а других сопоставимых по уровню игроков в этом секторе, наверное, и не было. И седаны Ягуар по праву определяют лицо марки. Да и охотники до этих машин не переводятся и по сей день.

Jaguar C-Type

Но если седаны позволили фирме завоевать место на рынке, то модели, о которой пойдет речь далее, завоевала ей немеркнущую славу. Jaguar известен прежде всего как производитель спортивных автомобилей, следовательно, он не чужд автоспорту. С 1951 года заводская команда стартует в 24-часовой гонке во французском Мане. В тот, первый раз сошли два из трех новых C-type. Но французский гонщик Пьер Левег на древнем Тальбо-Лаго шел на пределе своих сил, и одной его ошибки хватило, чтобы победа перешла в руки экипажа последнего оставшегося на трассе Ягуара. Следующий год был неудачным, но в 1953-м команду ждал триумф — первое, второе и четвертое места! А ещё именно в том году Jaguar стал пионером в применении дисковых тормозов. Победа 1955 года омрачена трагедией. По сути, ягуаровский гонщик Майк Хауторн стал виновником страшной катастрофы, в которой погибли Левег и 82 зрителя. Не вполне по-джентльменски смотрится принятие награды после этого. Впрочем, кто сейчас осмелится судить об этом однозначно?

Jaguar C-Type

Jaguar C-Type

Компания хотела вывести на дороги общего пользования модификацию победившего в гонке D-type. Но после сборки шестнадцатого по счету экземпляра на заводе произошел огромной силы пожар, более чем на два года остановивший развитие производственной программы. Впрочем, инженеры не упали духом и не оставили намерений применить спортивные наработки в новой модели, призванной сменить серию ХК.

Jaguar D-Type

Jaguar D-Type

Разработки велись в большом секрете. Одним из немногих посвященных в него был редактор журнала «Мотор» Кристофер Дженнингс. Лайонс пригласил его как независимого эксперта. Журналист стойко хранил тайну два года. Что значит английский характер!

Тем временем прототип 9600 HP накручивал последние мили континентальных испытаний. В программу этих испытаний входил заезд по новой автостраде Яббеке в Бельгии с целью достичь сто пятьдесят миль в час. Специально для этого был подготовлен мотор в особом исполнении, который не сохранился. Когда этот прототип был обнаружен, он вообще был в «убитом» состоянии, а мотор стоял серийный, ранней версии. Любопытно, что для демонстрационных поездок в Англии рулевое управление перенесли слева направо. Для этого на полу кузова нарисовали карандашом несколько прямоугольников (эта разметка сохранилась), высверлили ряд отверстий по их периметру и… вышибли их кувалдой. Впрочем, сохранился и оригинальный педальный короб, выполненный Abbey Panels.

Ягуар серии Е дебютировал на Мотор-шоу в Эрлз-Корте в 1961 году. Сказать, что он произвел фурор — не сказать ничего. Если ХК 120 был важной вехой в истории марки, то чем же был для неё E-type?! Пожалуй, ни до, ни после него у Ягуара не было такого значительного достижения.

Jaguar E-Type

Jaguar E-Type

Совершенно непередаваемая внешность, в которой можно найти что-то от далекого предка SS1, один из лучших в истории моторов, конструкция шасси явно гоночного происхождения, центральный несущий короб и подрамники спереди и сзади, дисковые тормоза… И такие детали, как овальный передний воздухозаборник, спицованные колеса с центральной гайкой, маленькие изогнутые бамперы, тонкий вертикальный стержень, на котором подвижно закреплено зеркало заднего вида, уникальной формы ковшеобразные сиденья, огромный руль, лежащий почти на коленях.

Jaguar E-Type

Такая машина — явно не для обыденной жизни. Пожалуй, лучше всего она смотрится в киноавантюрах вместе с Жаном-Полем Бельмондо, Марлоном Брандо, Аленом Делоном. Помните фильм «Как украсть миллион?» Непременный образ владельца такой машины — обаятельный молодой джентльмен авантюрного склада, любящий красиво пожить.

Jaguar E-Type

На съёмках многосерийного телефильма «Святой» по мотивам произведений писательницы Лесли Чартерис исполнитель главной роли Роджер Мур тоже должен был ездить на новом Jaguar. Но у компании просто не нашлось свободной машины — поставки были расписаны на несколько месяцев вперёд.

Jaguar также выпускал в то время, казалось, более скромную, но также весьма притягательную модель. Небольшой, добродушного вида седанчик Mark II нес в себе типично ягуаровскую философию. За вполне умеренную цену он предлагал вместительный салон с весьма изысканной отделкой и более чем приличные ходовые качества. Mark II часто встречался на гоночных трассах и неплохо зарекомендовал себя там. На такой машине лично выступал в гонках генеральный импортёр Ягуара в Германии Петер Линднер. Впоследствии специально для него было построено уникальное гоночное купе на базе E-type. А боевой автомобиль Линднера является любимой машиной Роджера Швейкерта, тоже известного в своё время гонщика, и теперь тоже частенько выходит на старт, теперь уже в гонках автомобилей-ветеранов. Версия с мотором 3,8 литра и дисковыми тормозами разгонялась более чем до двухсто километров в час. Это привлекало весьма специфическую клиентуру. Помните бандитскую шайку во главе с мсье Сарояном — Луи де Фюннесом? В шестидесятые Mark II имел в Европе практически такую же репутацию, какую имел в России BMW 5-й серии в начале девяностых. Впрочем, это не отпугивает многочисленных поклонников.

Увы, те времена уже далеко позади. Последней собственноручной разработкой сэра Уильяма Лайонса (к тому времени он был посвящен в рыцари) стал седан XJ6, весьма интересный в конструктивном плане — задние тормоза, к примеру, вынесены к главной передаче, а в задних крыльях размещены два бензобака — их хромированные крышки находятся у задних стоек крыши. В 1986 году его сменил новый XJ6. Он получил массу ультрасовременных технических решений, что было не вполне оправдано, так как они не были тогда достаточно апробированы. В итоге репутация компании серьёзно пострадала, финансовые проблемы не удалось решить своими силами, и в итоге активы Jaguar Cars Ltd. приобрел гигант автопромышленности Ford Motor Co. Это было его первое завоевание в Европе со времен «Симки» и «Матиса», с которыми впоследствии пришлось расстаться. Теперь же Форд был явно на подъеме — он приобрел также Aston Martin, а теперь ему принадлежат ещё Land Rover и Volvo.

Теперь, в эпоху глобализации, все меньше остается места исключительности. Нивелируются уникальные особенности, присущие изделиям богатых традициями марок, которые нынешние менеджеры-яппи называют брэндами. И это очень огорчает тех, кто убежден: классику надо ценить! Она создавалась веками, выдерживала проверку временем, и лишись её человечество — наступит дискретное, аморфное, однообразное безвременье. Почему нам так дорог ягуаровский профиль с низкой крышей и плавно ниспадающим багажником, ведь это непрактично? Нельзя сказать, но если он ласкает наш взор, значит он нам нужен.

И при новом хозяине Ягуар успешно продавал доведенные наконец до ума XJ и стильные, быстрые, комфортные купе XJS. Затем новый дизайнер Иэн Кэллам разработал ряд новых моделей в старом добром ягуаровском стиле. У руля компании встали люди, влюбленные в Ягуары. И это вселяет надежду, что это имя будет что-то значить и для наших детей.

А вообще, горевать рано! Посмотрите, сколько старых Ягуаров съезжается на слеты любителей классики в Америке, в Европе и, конечно, в старой доброй Англии! Без Ягуара обходится редкий рейд старинных машин. Нарасхват идут аксессуары и сувениры с ягуаровской символикой. Изготовители масштабных моделей дотошно воспроизводят Ягуары в цветах всех легендарных «конюшен», со всеми стартовыми номерами. Идет по телевидению фильмы, в которых Ягуар участвует на правах героя. И среди по-настоящему преуспевших людей принято держать в гараже породистый классический автомобиль. Какой? Чаще всего на ум приходит именно Ягуар.

источник статьи — jaguar-fc.ru

www.drive2.ru

История марки Jaguar. Большая кошка

Корни марки Jaguar уходят к английской компании SS Cars, которая в свою очередь  выросла из маленького предприятия по выпуску мотоциклетных колясок Swallow Sidecar. Это предприятие было основано  в 1922 году тезками Уильямом Лайонсом и Уильямом Уолмсли . Свое название оно получило от фамилии владельца гаража, где строились первые коляски, а поскольку Swallow по-английски означает «ласточка», то эта шустрая птичка стала их эмблемой.

Сколотив на колясочном бизнесе достаточный капитал, в 1927 году компаньоны решили заняться постройкой автомобилей на шасси Austin Seven. Недорогие «ласточки» Austin Swallow оснащавшиеся 2- и 4-местными оригинальными кузовами пользовались хорошим спросом. Заказы на автомобили постоянно увеличивалось, и компания Austin оказалась не в состоянии поставлять достаточное количество шасси, поэтому Swallow стала закупать их у различных производителей: Morris, Fiat, Swift, Wolseley и Standard (в последствии ставшим основным поставщиком Swallow).

Но основатели SS Cars  хотели заняться выпуском автомобилей, чья «начинка» не повторяла бы модели других производителей. Для этого они заключил договор с компанией Standard  о поставках эксклюзивных шасси, которые предназначались только для компании Swallow. Первым таким автомобилем стал SS1 (Standard Swallow) премьерный показ которого прошел на Лондонском автошоу в октябре 1931-го. Эта модель оснащалась 6-цилиндровым двигателем и имела самый низкий кузов среди английских автомобилей того времени. Новинка была хорошо принята покупателями, и в следующем году появилась версия SS1 с увеличенной колесной базой, которая стала пропорциональней и просторнее прежней. Автомобиль получил массу хвалебных отзывов и даже удостоился титула «Самый красивый автомобиль в мире».

В 1935-м появилась модель, сыгравшая ключевую роль истории компании  -  седан SS Jaguar. После войны, когда назрела острая необходимость избавиться от «неудобной» аббревиатуры SS, его название было выбрано в качестве имени предприятия - Jaguar Car. Первым детищем вновь образованной марки стал спортивный Jaguar XK120, увидевший свет в 1949 году. Число в индексе указывало максимальную скорость (в милях в час), хотя без лобового стекла эта модель могла разогнаться и до 132 миль/час (примерно 212 км/ч), что являлось рекордом для серийных машин того времени.

Для участия в престижной гонке «24 часа Ле-Мана» в 1951 году на базе Jaguar XK120 был создан гоночный болид с обтекаемым кузовом и более мощным мотором. Модель по рождению нареченная как XK120С, позже была переименована в C-Type – уже под этим обозначением она выступила в Ле-Мане, где с ходу принесла марке лавры победителя. Обойти соперников на трассе ей не в последнюю очередь помогли дисковые тормоза на обеих осях – конструкторы Jaguar первыми установили их на гоночный болид, значительно повысив эффективность торможения.

Вдохновленная триумфом C-Type, в 1954 году компания выпускает гоночный D-Type с аэродинамическим кузовом неземной красоты. Помимо дизайна эту модель отличало конструктивное ноу-хау: в ней был впервые использован кузов-монокок, чей конструктов впоследствии стал общепринятым стандартом в строительстве гоночных болидов. Как и его предшественник, D-Type оказался успешен на трассе: в 1957 году команда Jaguar в пух и прах разгромила противников в гонке «24 часа Ле-Мана», заняв весь призовой подиум.

К сожалению, Фортуна не может улыбаться постоянно. И, как это часто бывает в жизни, за белой полосой успеха, для марки Jaguar наступила черная полоса. Вечером 12 февраля 1957 года на заводе в Браунс-Лейн вспыхнул пожар, испепеливший производственные цеха и нанесший предприятию урон в 3 млн. фунтов стерлингов (колоссальная сумма по тем временам). Впрочем, компанию недаром нарекли «Ягуаром»: как и все кошки, она оказалась живучей. Благодаря усилиям рабочих, помогавших восстановить сгоревшие цеха, всего через две недели предприятие возобновило работу, хоть и на треть своей прежней мощности.

Пока шло восстановление завода, в конструкторском бюро Jaguar кипела работа, плодом которой стал легендарный E-Type, дебютировавший на женевском автосалоне 1961 года. Модель, поражавшая своим фантастическим дизайном, динамикой и привлекательной ценой, принесла марке всемирную славу. У E-Type появились тысячи поклонников по всему миру, а нью-йоркский Музей современного искусства даже включил его в число своих постоянных экспонатов. Благодаря успеху этот автомобиль оказался долгожителем, продержавшись на конвейере 14 лет.

Сентябрь 1968 года считается датой рождения флагманского лимузина Jaguar XJ. С появлением этой модели, наконец-то прекратилась путаница в классификации седанов Jaguar. Стиль автомобиля, за созданием которого следил лично Уильям Лайонс, произвел фурор. После череды модернизаций в 1986 году появляется  полностью новая модель серии XJ. Это был последний из Jaguar, получивший одобрение самого Уильяма Лайонса (1901-1986 г.г.). Через четыре года после появления нового XJ компания Jaguar была куплена Ford Motor Company.

До того, как в 1989 году Jaguar перешел под контроль американского автогиганта, дела у британцев шли их рук вон плохо: качество выпускаемых машин хромало, на запуск новых моделей не было денег, да и дилерская сеть оставляла желать лучшего. Смена руководства, пересмотр стратегии ведения бизнеса, и внушительные финансовые вливания американского концерна, помогли исправить ситуацию. Основные силы были брошены на улучшение качества сборки машин, уменьшение производственных издержек, а также развитие дилерской сети. Параллельно велась разработка нового модельного ряда, однако этот процесс был сильно растянут во времени.

Первой моделью «новой волны», появившейся лишь в 1996 году стало купе Jaguar XK8, а через 9 лет после того, как Ford сделал денежные посевы на британскую почву, на свет появился седан бизнес-класса S-Type. В дизайне этой модели читались мотивы знаменитого послевоенного купе Jaguar XK120, а по цене она была намного доступнее флагмана XJ. В 2001 году выходит еще более компактный седан Jaguar X-Type. Чтобы снизить расходы на разработку новинки, компания Ford  «поделилась» с ягуаровцами платформой Mondeo, от которого были позаимствованы многие узлы X-Type. Эта модель отличилась не только тем, что стала первым автомобилем Jaguar с передним приводом, но и тем, что на ее базе появилась версия с кузовом универсал – также первым в истории британской марки.

После X-Type настал черед флагмана компании: в 2002-м появляется новый Jaguar XJ, который в пику Audi A8, получает алюминиевый кузов. Использование алюминия позволило снизить массу автомобиля на 200 кг, по сравнению с предшественником, притом, что автомобиль стал больше. Купив Jaguar, концерн Ford получил «до кучи» и марку Daimler. Чтобы покупка не оставалась бесхозной, новое руководство Jaguar решило пустить ее в дело, предлагая под маркой Daimler длиннобазные седаны XJ в самом богатом исполнении. Впрочем, не смотря на все усилия, американцам так и не удалось вывести компанию Jaguar на прибыльный уровень: в 2008 году эта марка вместе с Land Rover была продана индийской корпорации Tata.

SS1 (1934). Фото: Jaguar

SS Jaguar (1938). Фото: Jaguar

Jaguar XK120 (1949). Фото: Jaguar

Jaguar C-Type (1951). Фото: Jaguar

Jaguar D-Type (1954). Фото: Jaguar

Jaguar E-Type (1961). Фото: Jaguar

Jaguar XJ (1968). Фото: Jaguar

Jaguar S-Type (1998). Фото: Jaguar

Jaguar X-Type (2001). Фото: Jaguar

Jaguar XJ8 (2002). Фото: Jaguar

Jaguar XK. Фото: Jaguar

Jaguar XJ. Фото: Jaguar

Jaguar XF. Фото: Jaguar

Jaguar F-Type. Фото: Jaguar

5koleso.ru


Смотрите также